Загрузка...
Каждому ребенку, каждому из нас дана от рождения степень свободы, определяемая нашей природой, нашими близкими и жизненными обстоятельствами. С какого-то момента (понять бы с какого!) степень нашей свободы определяет и наш личный выбор.
В первые дни, месяцы и первые годы жизни каждого человека главным гарантом нашей свободы является родительская забота. Ты не один, и у тебя есть возможность следовать за взглядом, жестом, чувством и словом твоей матери или другого близкого человека. Ты не голоден, и для тебя возможно выспаться, отдохнуть, быть свободным от жестокого позыва, громким плачем требовать еды. Тебе сухо, комфортно, согревающая тебя одежда удобна, и у тебя появляется возможность, энергично исследовать окружающий мир. Окружающие тебя предметы ярки, привлекательны, затейливо реагируют на твои прикосновения, и твое любопытство растет, ширится, твое удивление дает тебе свободу к познанию сути вещей.
Но мир устроен так, что не все дети в нем получают необходимую заботу родителей. Мир устроен так, что в каждой стране, в каждом городе есть такие дети, о которых можно сказать: Эти дети лишены необходимой родительской заботы. Следом за ограниченной родительской заботой на этих детей ложится тяжелое бремя НЕСВОБОДЫ. Несвободы от голода, физического дискомфорта, от страха покинутости близкими людьми, от скудости окружающей обстановки. Жизненная энергия такого ребенка с огромной силой (сколько хватает сил) тратится на страх и требовательные призывы к взрослым: Накорми! Переодень! Будь рядом!
Постепенно, достаточно быстро эти выбросы энергии маленького человека, как бы облачают его в некий кокон или скафандр, укрывающий его от неизбежной безвоздушности, безатмосферности пространства, лишенного надежных близких взрослых.
Да, безатмосферности, безвоздушности, потому что надежные близкие взрослые и есть тот воздух, та защищающая и питающая живительным кислородом отношений, атмосфера человеческого младенца. Младенец, лишенный необходимой родительской заботы, лишенный этой живительной атмосферы, вынужденно облаченный в скафандр, сотканный из энергии личного сопротивления, личной борьбы за выживание, – что он может? Как он воспринимает окружающий мир? Как он может строить отношения с другими людьми?
Попробуйте себе это представить. И, наверное, вы поймете: он чужой, он вынужден ощущать себя чужим, на этой планете. Пространство защиты, как обычно, стало для него пространством отчуждения, сковывающим, парализующим попытки соприкосновения его с нашим обыденным миром.
В нашем мире он имеет степень свободы, близкую к нулю. Вот почему многие и многие попытки предложить такому человеку нашу повседневную обыденную заботу, искренние обыденные отношения, учебу, работу, зачастую превращаются во взаимное насилие, порождают чувство разочарования, безысходности.
Мы искренне, что называется, с горячим сердцем, обращаем на такого человека свою заботу, свою энергию. Обращаем и ждем, что он, его чувства, его желания его поступки начнут двигаться, жить в познании этого мира, в построении отношений с нами и другими людьми. Стараемся. Надеемся. Ждем. Мы ждем, а с ним ничего или почти ничего, ожидаемого нами не происходит. В нашей душе просыпается ропот по отношению к этому человеку: -ты жестокий, ленивый, неблагодарный!
И далеко не все из нас понимают, что подобные характеристики этого человека несправедливы или, по крайней мере, вторичны ввиду первоисточника, первопричины его поведения: жесточайшей несвободы, отлитой из импульсов, навыков, привычек противостоять окружающему миру, ради сохранения себя живым.
Потому что, если бы вопль младенца к отсутствующему взрослому не обращался в защитную агрессию или апатию, младенец бы просто умер от горя.
Можно ли освободить человека, который был лишен необходимой родительской заботы от сковывающей его защитной оболочки? Можно. По крайней мере до определенной степени. Каким образом?
Может быть так:
- Дать ему возможность быть погруженным в среду здоровых повседневных отношений.
- Дать ему возможность чувствовать себя в чем-либо успешным, может быть, даже уникальным.
- Принимать и поддерживать его во всех проявлениях, которые не несут разрушения для него и окружающих.
- Дать ему, особенно на первом этапе отношений, столько внимания и заботы, сколько может понести ваша личность, ваша семья, ваше формальное или неформальное сообщество, которое становится пространством отношений для такого ребенка.
- Бережно прикасаться ко всему, что напоминает ребенку о времени и обстоятельствах, ставших причинами его инкапсуляции: родители, интернатный стационар, другие элементы и образы тогдашней среды его бытия.
- Находить в той среде позитивные элементы, делать их опорными точками самопринятия и саморазвития ребенка.
- Стараться не противопоставлять его вчерашнего (до встречи с вами) его сегодняшнему и его в будущем.
В основном, это всё.
Остается еще достаточно деталей, касающихся нашей (вашей) личной мотивации в этом процессе взаимоотношений в сообществе, принимающем такого ребенка.
Но если представить, попытаться осознать, проанализировать степень исполнения этих правил в существующих семьях, принимающих таких детей на воспитание, детском саду, школе, кружках секциях, клубах и пр., то мы увидим, что многие и многие из тех, на кого ложится ответственность за воспитание таких детей, по личному выбору или в силу должностной позиции, не знают, не вполне знают эти или подобные им правила, не хотят, не очень-то стараются или не способны им следовать.
И далеко не всегда неспособность следовать этим правилам – вина человека. Вполне может быть так, что его личностные особенности его жизненный опыт не позволяют ему жить и действовать в пространстве подобных правил.
Тем ценнее каждый человек, каждое сообщество, способное действовать в пространстве таких правил.
Цивилизация, общество, искренне стремящееся к преодолению так называемой «проблемы социального сиротства», видимо, должно бережно, последовательно, вдумчиво отыскивать, формировать и поддерживать разнообразные ресурсы, обеспечивающие проживание, пребывание (нахождение) детей, лишенных необходимой родительской заботы в среде, способной к исполнению упомянутых или подобных им правил.
Конный клуб «Платан и компания» – один из редких примеров такого сообщества. По инициативе собственников и членов клуба в выходные и каникулярные дни здесь проводят дети, чьи судьбы оказались связаны с социально-реабилитационным центром «Дом милосердия».
Сотрудничество клуба и центра носит неформальный характер. Для детей, проживающих или ранее проживавших в центре «Дом милосердия», клуб «Платан» является пространством особых отношений. Отношений, способных вести ребенка к свободе взаимодействия с миром, с окружающими людьми, с самим собой.
Хозяйка клуба, дети зовут её Дарья, начальник конюшни Ольга, управляющий Бахадур, или более неформально – Баха, другие члены клуба принимают детей, как полноправных участников в оздоровительное и творческое пространство большинства протекающих здесь процессов и событий.
Тренироваться – тренируйся. Помогать в уборке, в уходе за лошадьми – помогай. Творить на бумаге каллиграфические прописи, рисунки, лепить, мастерить... Твори, лепи, мастери! Есть то, что тебе нравится, – ешь. Слушать, как Дарья читает сказку на ночь? Ну кто же от этого откажется. Отдыхать – отдыхай, но так, чтобы хватило времени на все остальное.
И еще... И еще...
А что еще?
Да много чего: тренировки в бассейне, на лыжне, купание в озере, участие в соревнованиях (пока, в качестве помощников организаторов), познавательные поездки по примечательным местам Ленинградской области и сопредельных регионов.
Зачем это нужно Дарье, ее соратникам и единомышленникам?
Думается, что, видимо затем, чтобы чувствовать, как в пространстве их сообщества, один, другой, третий ребенок, шаг за шагом, обретает степень свободы, позволяющую расколоть панцирь страха, сопротивления, недоверия, закрывающий его от окружающего мира, степень свободы, вытесняющей боль от соприкосновения с новым, непривычным, свободы, замещающей эту боль радостью бесстрашного касания нового, неведомого: неведомой природы, неведомого искусства неведомого себя.
И через эту радость и обретенную свободу множится любовь в нашем несовершенном мире.