Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра обновите бесплатно сейчас.

Загрузка...

25-летие создания «Дома милосердия»

Эта памятная дата, 25-летие создания «Дома милосердия» растянулась на несколько лет.

С одной стороны, чего уж стесняться, когда четверть века минула. С другой стороны....

Много чего с другой стороны: а кому это нужно – считать года или годы? Чествовать дело и людей как-то особенно? Ни то, ни другое – не повод для особого праздника. А что повод?

Наверное, главное и единственно существенное – память отношений, для тех кто жил и работал здесь за эти годы. Однако, память отношений этих людей и людей, которые жили и трудились в «Доме милосердия», на тот, 2017 год, оказалось непросто собрать в едином потоке, да еще в событии одного праздничного вечера. Так вот и прособирались года два.

И устроили некий праздничный вечер аж 23 мая 2018 года. Так получилось.

Наверняка, собирались и готовились к этому вечеру все с разными чувствами и ожиданиями.

Мое собственное ощущение этого события можно определить примерно так: преодоление абсурда. Чтобы преодолеть абсурд, обессмысливание, обесценивание жизненно важных принципов, нужно погрузиться в абсурдную ситуацию и прожить в ней какое-то время, двигаясь по грани бессмыслицы и четкого осмысления происходящего. Двигаясь так, чтобы абсурдность происходящего оживляла простые и бесхитростные жизненные смыслы, давала увидеть, прочувствовать их, как некую «связующую изнанку жизненных нитей», обратную сторону «ковра повседневности».

Кажется, 2018 год был тоже каким-то юбилейным образом связан с известной сказкой Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Ну вот, подумал я, неплохой вариант преодоления абсурда: побарахтаться в образах и смыслах «Алисы», перемешать все; пусть будет так «чудесато»...Так как внутри нашей социальной работы с семьей и детьми. Очень не хотелось лить умильные слезы или «разводить сопли в сахаре». Так появилась на свет и была воспроизведена на сцене вариация на тему «Алисы в стране чудес».

Для желающих в следующем посте, будет размещено изложение первого фрагмента в формате сокращенного сценария и кратких комментариев к нему.

Прикольного просмотра. И прочтения. Если захотите.

Владислав Никитин

Фрагмент 1,

 где:

- Англия опрокидывается в Петербург;

- всемерно озабоченный кролик организует активное бездействие по преодолению общественных бед;

- девчонки, привлеченные к общественному воспитанию, проваливаются, через нору заседаний, в центр собственной вселенной;

- Алиса, соблазнившись угощением одного из провалившихся, становится невыносимо большой;

- Алиса получает первую социальную услугу, посредством измерений;

- персонал ЦДВ («Центра детской вселенной») опасается перейти в микромир и размышляет о своем жаловании сообразно величинам ребенка в окружающем социальном пространстве.

Сцена 1

Звучит классическая английская музыка, звуки летнего сада, на экране английский пейзаж, появляются слова:

  • Июльский полдень золотой
  • Сияет так светло,
  • В неловких маленьких руках
  • Упрямится весло,
  • И нас теченьем далеко
  • От дома унесло.

Алиса (одета современно, но прилично и со вкусом) сумрачно смотрит на экран, делает кислую гримасу, и, водя пальцем вдоль экранных строк, перечеркивает их с явным раздражением и радостью от возможности публично перечить написанному. Картинка меняется, и она произносит- пишет:

Февральский полдень. Под водой

Все небо занесло.

В такую пору лишь дурак

берется за весло.

И нас теченьем далеко

От дома унесло.

Кролик, одетый в некую, как бы парадную форму, деловито влетает в пространство, останавливается у рампы, окидывает взглядом зал.

Кролик: Как сегодня много народу. (Вглядываясь в лица, пересчитывает некоторых). Так, мои все здесь. До комиссии – одна минуточка... До совета – три часа. А где же обед?

Совет не обед, обед не совет. Когда же наступит в заботах просвет? Может, перепроверить наличие обеда в портфельчике? (открывает, достается рулончик формата А4, глядит на рулончик) Список общественных бед (разворачивает, достает из рулончика большую морковку), в нем затерялся обед. Пять полезных приседаний и... Ныряем в нору заседаний.

Алиса: Наши – не наши, наши – не наши...

Из зала раздается голос: Девочка, не волнуйся. Всех наших вызовут.

Из норы появляется голова и передние лапы кролика. Он в очках, в лапах список.

Кролик : Н-Нарушалова и Непослушкина (Юные леди Нарушалсон им Непослушенгем), прошу  в нору заседаний.

Из зала или из-за кулис на сцену торопливо, но опасливо входят две девушки. Обернувшись напоследок и помахав кому-то в зале, одна за другой, ныряют в нору заседаний

Алиса в смятении: Кто удостаивается приглашения? Призвали Непослушкину, призвали Нарушалову. Так это же я, одном лице, через дефис: Непослушкина-Нарушалова.

(Обращаясь к залу) Не верите? Да, мама чуть ли не каждый день говорить лично мне: Ты опять не слушаешься... Ты опять нарушаешь заведенный порядок! Спасибо тебе, мамочка, теперь, из-за тебя я, с полным основанием могу считать себя Непослушкиной-Нарушаловой. И воспользоваться положенными им привилегиями.

С последними словами, стремительно ныряет в нору, вслед за вызванными барышнями.

В момент ее нырка свет гаснет, раздается звук пространства, всосавшего предмет, под пневматическим напором (Чпок)

Сцена 2

Свет загорается. Три барышни: Непослушкина, Нарушалова и Алиса парят, пролетая вглубь норы. Мимо них (на экране) как на стенках норы, проплывают разные лица, предметы, сцены.

Песталоцци: Твое развитие должно быть сообразно твоей природе. Почувствуй. Узнай, пойми!

Алиса: А если я не знаю, что я сейчас чувствую?

Ушинский: Лучше не говорить ребенку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.

Алиса: Чувствую, что правда, но как понять? Как понять?..

Макаренко: Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Алиса: Кому вы это говорите?

Макаренко: Твоим родителям.

Алиса: Да, это точно: они сейчас, наверное, на работе. А я, значит, все воспитываюсь и воспитываюсь...

Звук пространства

Девочки приземляются в холл центра. Их встречают обитатели «Дома» - танец, песня

Исполняется на мелодию песенки Б. Окуджавы «Батальное полотно».

  • Улица родная,
  • Лестница троллейбуса
  • И на ней катанье...
  • Вслед за нами первым -
  • Удивленный дядя
  • В фирменном кафтане.
  • Рядом - полицейский
  • Тоже удивленный:
  • Вот мы и попали...
  • Нам не бить баклуши,
  • Резво наши души
  • Норы вглубь копали.
  • Вглубь своих желаний,
  • Вглубь своей печали,
  • Вглубь своей тревоги.
  • Провалясь на месте,
  • С психологом вместе,
  • Летим без дороги.
  • Как тут не дивится,
  • Если провалиться
  • В жизнь свою досталось.

В «Доме милосердья»,

Полная усердья

Душа окопалась,

Душа оказалась.

В конце танца незнакомый мальчик протягивает кулек с конфетами (или одну конфетку в обертке).

Алиса разворачивает ее и съедает. Звукоряд, вспышка, гаснет свет.

Сцена 3

Алиса на экране. Она начинает расти:

Алиса: Все страньше и страньше! Я теперь раздвигаюсь, словно подзорная труба. Прощайте, ноги!

На сцене помещение с ростомером и пр. приборами вбегают доктор и медсестра. Ош

еломленно смотрят на Алису.

Медсестра: - Смотрите, Док! Она пухнет!

Доктор: - Сестра, не теряйте самообладания! (Голоса их с полно регистровых меняются на кукольные и совсем писклявые).

Измеряем...Измеряем... Неважно будем ли мы отчитываться за это перед прокурором или мы вовсе исчезнем. Записывайте, сестра! Где мисс Эдита? Пусть внесет эту услугу в базу!

За ними появляется девушка, вносящая услуги в базу.

Доктор: Мисс, внесите срочно эту услугу в базу. Она может стать последней в нашей истории. Возможно, если все дети станут такими, наш Центр перейдет в микромир...

Ну, там, всякие полезные бактерии…

Мисс Эдита: Главное что бы в микромир не ушло наше жалование.

Медсестра: У меня предложение: если увеличиваются дети, можно попытаться попросить увеличить жалование. (Смех, как в Мапетшоу)

Хором все медики: Услуга оказана в полном объеме!!! А теперь все в сад…(смех, уходят )

Алиса: Все-то в саду!... А я где!?.. Рыдает.

Алиса: Бедные мои ножки! Кто же вас будет теперь обувать? Кто натянет на вас чулки и башмаки? Мне же до вас теперь, мои милые, не достать.

Рыдает.

Фрагмент 2, где:

 - кролик, между недоделом, роняет нечто, что дает Алисе попутный ветер, выгоняющий из нее лишний объем;

- соразмерная другим Алиса, соразмеряет себя с индуцируемыми образами здешних девчонок;

- Алиса решает оставаться в норе собственной жизни, если пришедшие за нею родственники не увидят ее такой, какой она сама себе понравится;

- Алиса попадает в море собственных слез.

Сцена 4

Раздается топот ног. Появляется деловой кролик. В руке у него пара белых перчаток. В другой руке, которую он держит за спиной, мобильный вентилятор. Вентилятор работает.

Кролик: Ах, боже мой! Совет близких... Совет склизких?.. Совет низких?...

(Останавливается в замешательстве. Выключает вентилятор). Совет кого? Кому? Для чего? (Выходит из оцепенения). Неважно. Герцогиня послала меня. Я опаздываю. Что скажет герцогиня, когда узнает, что меня не было среди близких?!.. Я стану в ряд далеких для нее! Ветер. Вечно этот ветер в головах у детей, у родителей... Как с ним бороться? Да, мне нужен мой попутный ветер.

Кролик вдруг обнаруживает, что он стоит по пояс в воде ( в слезах).

Кролик роняет перчатки и вентилятор:

Кролик: Нет, это невозможно. Море? Слезы! Море слез! Утонуть в море чужого горя... или радости?..  Не разобравшись даже чьи они. Срочно! Мне нужен совет! На совет!

Стремительно уплывает, утягивая за собой море. На экране ноги уходят в сторону, остается картинка интерьера в уменьшенном виде. На сцену выходит Алиса

Алиса поднимает вентилятор и перчатки (они очень маленькие).

Сцена 5

Алиса: Попутно?.. Как тут все попутано! Очень жарко. Бывает ли попутным встречный ветер? Смотря, к чему держишь путь. Сейчас мой путь – от жары к прохладе. И встречный ветер для меня о-очень даже попутный.

Планировались песня и танец «О попутном ветре».

  • В постановку не вошло.
  • Песня о попутном ветре.
  • Ах как приятно ощутить попутный ветер!
  • Ах как отрадно уловить попутный ветер!
  • Он приближает результат всего на свете,
  • Он порождает экономию по смете.
  • А если путь с тобой мы держим виртуальный,
  • Нам нужен ветер обалденно нереальный,
  • Который следует за ходом нашей мысли
  • И сам следит, чтоб паруса ее не висли.
  • А если путь у нас, без всякого движенья,
  • Нам нужен ветер лишь для снятья напряженья;
  • Подругам – в  пятку, а друзьям пускай – в макушку,
  • Чтоб не скучать самим вовек, давя подушку.
  • А, если путь у нас зигзаго-круто-сложен,
  • Попутный ветер тоже, думаю, возможен.
  • Он должен быть привязан к нашей пятой точке.
  • И бесконечно потекут рубли и строчки...
  • И бесконечно повалит халява валом,
  • Чтоб точка пятая главой процесса стала!

Алиса убегает, как бы уносимая попутным ветром. А на экране все увеличивается. Выходит Алиса, в руках у нее огромный веер

Алиса: Ой, а как мне это удалось? Я снова уменьшилась. Наверное, все дело в попутном ветре. Все страньше и страньше, не понимаю, кто я, какая я. То большая, то снова маленькая. Взрослые все время говорят: С кем поведешься, в того и заберешься. Может быть, я уже не я, а кто-то из моих подруг!

Появляются подруги в образах девушки-гота и розовой, гламурной «няшки».

- Во всяком случае, я не Ада. - У нее волосы черные, а у меня нет! (Ада исчезает)

- И уж, конечно, я не Мейбл. Я столько всего знаю, а она совсем ничего! И вообще она это она, а я это я! Как все непонятно! А ну-ка проверю, помню я то, что знала, или нет. Значит так: Попробую географию! Лондон – столица Парижа, а Париж – столица Рима, а Рим... Нет, все не так, все неверно! Должно быть, я превратилась в Мейбл... А может, попробовать стихи.

Читает. ( К ней подходит Ада).

Какое-то время Алиса молчит. Трясет головой:

- Слова совсем не те. Нет уж лучше Мейбл.

- Значит, я все-таки Мейбл! Придется мне теперь жить в розовой квартирке. Носить этот ужасный розовый бант! Не вылезать из айпода.

И уроки надо будет учить без конца.

Ну что ж, решено: если я Мейбл,  останусь здесь навсегда.

Пусть тогда попробуют, придут сюда за мной! Свесят, головы вниз, станут звать: «Подымайся, милочка, к нам». А я на них только посмотрю и отвечу: «Скажите мне сначала, кто я! Если мне это понравится, я поднимусь, а если нет – останусь здесь, пока не превращусь в кого-нибудь другого!» Плачет, уронив голову на руки, сложенные на коленях.

Почему за мной никто не приходит? Как мне надоело сидеть здесь одной!

Рыдает. В это время по первому плану проплывает Кролик, протягивая за собой море, ворчит про Герцогиню и совет. Алиса оказывается в море собственных слез.

Алиса (опомнившись): Ой! Это море? Но в этом море я слышу не шум волн, а только звук собственных падающих слез. Неужели это все я наплакала, когда была горюющей дылдой?!   Вот глупо будет, если я утону в собственных слезах! И поделом мне! Конечно, это было  бы  очень  странно! Впрочем, сегодня все странно!

Слышится плеск. Алиса разворачивается и плывет в ту сторону, откуда слышен плеск.

Алиса: Это морж или гиппопотам?..  Да это же мышь! Заговорить с ней или нет?. Сегодня все так удивительно, что возможно, и  она умеет говорить! Во всяком случае, попытаться стоит! О, Мышь! Не знаете ли Вы, как выбраться из этой лужи? Мне так надоело здесь плавать, миссис Мышь!

Дергает мышь за хвост. Та пищит от возмущения и уплывает.

Алиса: Я обидела ее до глубины души. Какая она бледная. Это  гнев. Теперь понятно, как жизненно-серое превращается в белое. Гнев удаляет все краски…

  • Уплывает за Мышью.
  • Слева в воде появляются удивительные птицы и звери, удивительные существа.
  • Песня и танец о слезном море.
  • Какой обман,
  • Какой обман.
  • Какое горе
  • Роняя слезы,
  • очутиться в слезном море!
  • Где от обиды и тоски
  • Вовек не скрыться.
  • Где все плохое не забыть
  • И не забыться.
  • Где даже берег утешения
  • Не снится.
  • Где все смывается слезой,
  • Но негде смыться
  • От волн обиды и тоски
  • И пухнут лица.
  • Краснеют веки и носы
  • И вянут щеки,
  • И не согреет мысль, что вы

Не одиноки.

Фрагмент 3, где:

- выбравшиеся на берег слезного моря, подвергаются процедуре высушивания в соответствии с технологическим регламентом оказания социальной услуги посредством девяти полотенец;

- социальная услуга очень похожа на медвежью;

- звучит голос из будущего об отмене понятия «социальная услуга», признанного вражеской диверсией;

- участники и зрители постигают разницу между педагогикой и психологией.

Приводим завершающий фрагмент, в качестве иллюстрации.

Педагог (обращаясь к Лори): Из твоего личного дела мне известно, что ты погрузился в море слез постепенно, войдя туда ногами, даже не ожидая, что твои слезы могут постепенно утопить тебя. Вот тут, главное педагогическое звено – ноги, т.к., они первыми почувствовали холод горя. Понимаешь?

Лори: А Вы сами-то себя понимаете?

Педагог: В педагогике это не обязательно. Не обязательно понимать, почему, отчего, зачем. Главное правильно чувствовать. Педагог долженбыть сочувствующим. (Указывая на зеркало, закрепленное на его голове): Вот, взгляни. Это великое изобретение нашего педагогического коллектива: Душескоп. Оно помогает мне проникнуть в твои чувства через мои чувства.

Лори: Это как?

Педагог: Я, с чувством смотрю на тебя. Ты видишь меня, мое чувство, и одновременно видишь себя и свое чувство. И ты смотришь на меня уже не только из своего чувства, но и из моего чувства. И, стало быть, я через свое чувство, проникаю в твое чувство.

Лори, в смятении: Уберите этот адский приборчик! От него и от ваших слов, голова наизнанку!

Педагог, отодвигая свое лицо от Лори и поворачивая зеркало отражателем вверх: Голова наизнанку – это правильное чувство. Теперь я вполне уверен за результат: твоя голова высохнет не только снаружи, но и изнутри. Мысли и чувства, так сказать, промокнуться от обидчивости. И все будет пучком!

Лори: Что будет пучком?!

Педагог: Твои чувства и мысли будут торчать веселым пучком!

Лори: Все! Хватит меня сушить!

Педагог: Я уже закончил. Теперь очередь психолога.

Психолог (человек в тоге, сандалиях, с серебристым шлемом на голове, на котором мигают диодики и что-то попискивает): Я полагаю, мое время еще не пришло.

Алиса: Судя по вашему одеянию, Вы из вечности: ваши ноги в древнем прошлом, а голова в будущем.

Психолог: Да, ты права. Вот поэтому мое время уже наступило, но еще не пришло. И так как многие еще не обсохли от слез, я предлагаю просто перейти в режим.

  • Поделиться информацией

Анонсы

Отправить сообщение